Потерянная Осетия

Дагом.

Расположение: Гизельдонское ущелье
Принадлежность: Алагирское общество
Координаты: 44.184278, 42.861389

Дагом – село на правом берегу р.Ардон в Алагирском ущелье.  Некоторые ученые возводят происхождение данного топонима к слову даргом, где «дард» - дальний, а «гом» - ущелье. По другой версии название Дагом произошло от собственного имени  основателя села – Дагав. Фольклорные источники приписывают основание Дагома древнему роду Кусагоновых, генеалогически связанного с Ос-Багатаром. Так же, этому селу приписывают одно из центральных значение в судебной системе средневековой Осетии, как месту, где примирялись кровники и свершались суды.

Дагом является высокогорным (высота над уровнем моря 1450 м.) селом среднего размера. В 1861 г. в Дагоме насчитывалось 19 дворов, в которых проживало 158 человек. 78 мужчин и 80 женщин. К 1886 г. население Дагома выросло, и дворов стало уже 22. А наибольшего расцвета село достигло к 1910 г., когда население Дагома составляло 308 человек. Жители Дагома в основном занимались земледелием и держали скот. Так, в 1886 г. на каждый двор приходилось в среднем по 7 голов крупного рогатого скота (всего на село 168 голов) и по 37 голов овец и коз (всего на село 825 голов). Так же в селе  было  18 лошадей и  20 ишаков. Так же,  в селе было 9 водяных мельниц  (3- у Цабиевых, 2 -у Агнаевых, 2- у Караевых, , 1 - у Кудзиева, 1- у Касаева).  Дагом считался центром дагомского церковного прихода, и с середины 19 века описи отмечают наличие в селе молитвенного дома.

В 1926 году  в Дагоме открылся пункт ликвидации безграмотности.  Не смотря на довольно развитую инфраструктуру села, весь советский период население его снижалось.

В 1935 г. в селе была образована сельскохозяйственная артель колхоз "Красный Октябрь". В 1940 г. в колхоз входило   53 двора, общим числом 294 душ, в т.ч. трудоспособных старше 16 лет 100 чел. и в возрасте от 12 до 16 лет – 65 чел.  За колхозом было закреплено 3156 га земли, из которых 242 га были отведены под пашни. Выращивали в основном пшеницу озимую и  яровую, ячмень яровой, овёс, бобовые, кукурузу, картофель, капусту, огурцы и помидоры.

В состав колхоза входили так же 2 фермы (крупного рогатого скота и овцеводческая)  и 3 бригады ( 1 животноводческая и 2 полеводческих). Разводили так же лошадей и свиней.

Согласно  переписи населения 2010 г. в с.Дагом проживает на постоянной основе 8 человек.

 

В предании, сохранившемся в народном творчестве, говорится, что рассматриваемое ущелье в качестве "доли младшего" перешло к "Цахилу, сыну Кусага, внуку Ос-Багатара". На занимаемых потомками Цахила землях археологи еще в начале XX в. отмечали "целый ряд развалин, относящихся к различным эпохам, включая средневековье. Они представляют собой остатки крепости, отдельные боевые и жилые башни, а также святилища". Специалисты выделили крепость Урсдоны уаллаг кау фидар. Она располагалась на правом берегу р. Урсдон, представляя собой целую систему оборонительных укреплений; прикрытые заградительными стенами пещеры, приспособленные для нужд обороны и жилья. На западном участке крепости стояла четырехъярусная башня; еще 4 башни прикрывали подступы к жилым и хозяйственным строениям. По сведениям известной еще в довоенное время ленинградской исследовательницы Е.Г. Пчелиной, найденные ею в крепости трехлопастные наконечники стрел принадлежали аланам. 

Жители ущелья, по мнению Б.А. Калоева, сыграли большую роль в формировании других обществ Осетии. Многие фамилии, ныне живущие в Центральной и Южной Осетии, родиной своих предков считают Дагом, Цамад и другие селения Уаллагира. Здесь же, напротив, нет ни одной фамилии, выводившей свою генеалогию из других мест Осетии. Многочисленные материалы сословно-поземельных комитетов и комиссий, действовавших почти 70 лет, начиная с 40-х гг. XIX в., содержат однотипные данные о происхождении фамилий рассматриваемого ущелья; все они восходят к "детям" и "внукам" легендарного Ос-Багатара. Так, например, в прошении 1859 г. в Комитет по разбору личных и поземельных прав населения Военно-Осетинского округа Кулаевы из селения Дагом отмечали, что их фамилия "получила свое название от Кула, внука Кусагона, всеобщего родоначальника кусагонцев". В предании Бесоловых из Урсдона, считавших себя прямыми наследниками Кусагона, "сына Ос-Багатара", рассказывается о появлении общего предка на занимаемой территории. Земли вокруг Дагома ему будто бы достались после раздела семьи Ос-Багатара. 

К древнейшим селам Алагирского ущелья относится и Цамад, населенный потомками другого сына Ос-Багатара, Сидамона. Из этого аула также вышло много фамилий, обосновавшихся в разных местах горной Осетии. Некоторые из них (Дзугаевы, Калоевы, Челехсаевы), живущие в верховьях рек Б. Лиахва и Ардона, по родословным преданиям, покинули Цамад не позднее XV-XVI вв. 

Выходцами из Дагома и Цамада считают себя Агнаевы, Амбаловы, Зангиевы, Карсановы, Тиджиевы и др. 

В 30-х гг. XX в. Е.Г. Пчелина собирала в здешних местах археологический, этнографический и фольклорный материал. Ее информаторами являлись Татари Агнаев (70 лет) и Ахте Караев (70 лет) из Дагома, а также житель Цамада Георгий Черчесов (1819 года рождения — по данным Пчелиной; в том же 1938 г. здесь от того же информатора записывала фольклор Е. Баранова, которая определила возраст Г. Черчесова в 114-120 лет). Комплексный анализ разнообразных памятников истории привел Пчелину к выводу, что "самым древним местом поселения потомков сына Ос-Багатара Цахила колена Цахилта является Урсдонское ущелье и его каута (села): Дагом, Урсдон, Донисар". 

В предании о заселении данного ущелья говорится, что после смерти Цахила старший из его сыновей — Дата — получил "долю старшего", которая состояла из пространства земли "для образования нового поселения, участка пашни в местности Арв и луга на плато Гашка на хребте Стыр рагъ". Помимо этого, в "долю старшего" вошли предметы из дома Цахила: железная надочажная цепь, медный котел для варки пива и деревянное корыто для хлеба. На указанном месте Дага нашел разрушенное строение и сложенный из камня на известковом растворе цырт (памятник в честь умершего, который ставили не на могиле, а на обочинах дорог, чтобы усопшего поминало большее количество людей). Причем, на цырте сохранился отпечаток ладоней рук. В первые годы советской власти этот цырт местное население использовало в качестве святилища и называло его Уациллайы кувæндон.

Потомки Дага, согласно устной традиции, жили здесь "в довольстве и богатстве". В Дагоме со временем "стало так много домов, что по их крышам можно было перебежать от одного края села до другого". К началу XX в. в селе насчитывалось 140 дворов. Здесь жили Цабиевы, Агнаевы, Бурдзиевы, Касаевы, Караевы, Габуевы, Джигкаевы, Себетовы, Ваниевы, Бигаевы, Кулаевы, Салаевы, Хнеевы и Бураевы. По словам информаторов, в Дагоме было три фамильных ныхаса — Агнаевых, Касаевых и Караевых. 

В настоящее время в селе отмечено семь руинированных жилых и боевых башен. Большой интерес для специалистов представляют святилища Дагома и его окрестностей. Наиболее почитаемым являлось святилищеЗæронд Уастырджийы дзуар, считавшееся "братом Рекома". Уастырджийы дзуар представлял собой небольшую часовню, "построенную на вершине огромного отдельно стоящего камня". Перед входом в часовню имеется углубление со специально установленным жертвенным камнем (Пчелина). По мнению специалистов, данное святилище носило "чисто военный характер": после проведенного возле него кувда(пиршества), отсюда отправлялись в поход отряды воинов из клана Цъæхилтæ. Эти своеобразные дружины формировались из расчета по одному мужчине с каждого двора. Причем, в походе запрещалось участвовать самому старшему и самому младшему мужчине каждого дома. Воином становился тот, кого старики называли "лучшим мужчиной в доме", отличившегося в стрельбе, джигитовке, в борьбе и различных гимнастических упражнениях. У выбранного для похода всадника в переметной суме имелся запас пищи на три недели. Запас еды состоял из сушеной баранины, сыра и поджаренных зерен ячменя. 

Как уже отмечалось, Дагом играл важную роль в общественной жизни средневековых осетин. Рядом с селом находился Мадизæн — своеобразный судебный орган Центральной Осетии. Местное население так и называло его — Дæгомы тæрхондон ("Дагомский суд"). Подробное описание данного института привел известный российский ученый М.М. Ковалевский в работе "Современный обычай и древний закон" (М, 1886. Т. II, с. 217-218): "особенным почетом у всех северных осетин пользовались посредники из 3-х соседних друг с другом селений: Дагома, Цамада и Урсдона; они заседали в Дагоме, в священном месте, именуемом Мадизæд(ангел матери, вероятно, Божьей матери). Место это расположено среди двух (очень глубоких) ущелий... Площадка, на которой располагались посредники, могла вместить весьма ограниченное число лиц, — что и требовалось для устранения всякой возможности вооруженного вмешательства заинтересованных сторон в деятельность судей. Площадка эта лежала на таком расстоянии от места нахождения сторон, что переговоры судей не могли быть услышаны тяжущимися. Все эти обстоятельства вместе взятые, равно как и близость одного из наиболее чтимых святилищ или дзуаров, в котором обвиняемая сторона могла принести очистительную присягу, — делали суд в Дагоме наиболее популярным в глазах Иронов... Суд, о котором только что шла речь, более не собирается в Дагоме, но на месте, где он собирался, доселе можно видеть большой камень, высеченный в форме скамьи, на котором и восседали выбранные сторонами судьи, в важных случаях в числе девяти, а в менее важных в числе семи, пяти и даже трех". 

Один из дореволюционных исследователей Дагомского прихода А. Скачков отмечал, что здесь "решались все важнейшие тяжебные дела осетинских ущелий: Алагирского, Куртатинского и Дигорского". Если какое-то дело не могло решиться непосредственно участниками спора или конфликта, то с ним приходили на Мадизæнв Дагоме. Существовала поговорка: "Если дело не решится в дагомском Мадизане, то не решится и на том свете". Коль скоро было "произнесено решение дагомских стариков и камень поставлен к дверям святилища Уастырджи, то уже никто не мог противоречить. Ослушнику грозил гнев всей Осетии" (Скачков). 

Судьями — тархонлæг — являлись не только старики, но и люди зрелого возраста. Помимо тархонлагов, в заседаниях принимали участие их помощники (раст лæгтæ) — по 2-3 на каждого тархонлага. Заседания иногда длились три и более дней. Тархонлаги из Дагома пользовались известностью не только в Северной, но и в Южной Осетии. Одним из самых известных и авторитетных медиаторов являлся Сабе Медоев (родился приблизительно в 1822-1825 г. — умер в 1910 г.). Обладая незаурядными ораторскими способностями и знанием осетинского обычного права, он на протяжении всей своей жизни был признанным тархонлагом при примирении кровников. Однако в памяти народа он остался прежде всего как одаренный народный певец и сказитель. В юности он проходил уроки мастерства у известных знатоков нартовских сказаний Гито Караева (147 лет) и Лола Лолаева (140 лет). Профессор Г.А. Дзагуров, записывавший варианты циклов эпоса, дал С. Медоеву высочайшую оценку как крупному знатоку и интересному рассказчику нартовских циклов, особенно подчеркнув его глубокое знание родословных нартовских родов. От Сабе репертуар восприняли его сыновья — Баззе и Урусхан Медоевы; с их напева в конце XIX в. записаны на пластинки народные песни. 

Интересно, что дагомские тархонлаги нередко выступали с важными общественными инициативами. К таковым, в частности, можно отнести принятое в конце XIX в. решение о запрещении калыма — своеобразной платы за невесту. Когда в декабре 1905 г. житель селения Цамад Дагомского прихода Цоу Черчесов за свою дочь взял с Мусы Караева калым в размере 4 быков, 6 коров и 2 лошадей, сельский старшина уже на другой день изъял калым и вернул его Караеву. 

Каждая фамилия, живущая в Дагоме, Цамаде и других селах Уаллагирского общества, имеет свою родословную, содержащую немало интересных страниц. Однако, ограниченные рамками данной публикации, мы расскажем лишь о некоторых фамилиях. 

Конечно, коль скоро большинство современного населения этого общества ведет свои родословные отЦъæхилтæ, то свой рассказ мы с них и начнем. 

 

Из книги:  

Гутнов Ф. Х. 

Века и люди (Из истории осетинских сел и фамилий) 

Выпуск 2 

Владикавказ 2004 

 

Экономическая опись сел. Дагом от  1886 г.

Дворов: 22

Все осетины, православные.

Простого сословия.

Каменных домов: 22

Турлучных домов: 0

Одна семья осёдлости не имеют.

Грамотных: 1

Водяных мельниц: 9 (3- у Цабиевых, 2 -у Агнаевых, 2- у Караевых, , 1 - у Кудзиева, 1- у Касаева)

Крупного рогатого скота: 168

Лошадей: 16

Ишаков: 20

Баранов и коз: 825

 

Статистика изменения населения с.Дагом по годам.

 

Год

Число дворов

Число лиц мужского пола

Число лиц женского пола

Всего населения

Источник

1861

19

78

80

158

Ф.53, оп.1. д.167, л.39

1863

19

78

80

158

Ф. 53, оп.1, д. 1727, л. 100 об

1870

17

68

58

126

Ф.53, оп.1, д.748, л.106об

1882-1883

20

96

80

176

Список населенных мест Терской области 1882-1883 г.

1886

22

-

-

 

 

 

 

 

 

 

 

1901

22

-

-

206

Обзор Терской области 1901 г. Терский календарь 1901 г.

1910

24

164

144

308

Терский календарь 1910 г.

1926

24

 

77

 

84

161

 

Данные переписи населения 1926 г.

Отчёт колхоза за 1940 г.

 

К-з “Красный Октябрь сел. Дагом Унальского с/с Садонского р-на СОАССР.

Уставная форма: сельхозартель, образован в 1935 г. Обслуживается 1-й Осетинской МТС.

Число дворов: 53, 294 душ, в т.ч. трудоспособных старше 16 лет 100 чел. и в возрасте от 12 до 16 лет – 65 чел.

Бригады: 2 полеводческие, 1 животноводческая.

Посевы: пшеница озимая,  пшеница яровая, ячмень яровой, овёс, бобовые, кукуруза, картофель, капуста, огурцы, помидоры.

Государственный акт на вечное пользование землёй получен в феврале 1936 г.

По акту за колхозом закреплена земля 3156 га.

Пашни -  242 га, сады – 5 га, огороды – 2 га, сенокосов – 420 га, выгонов и пастбищ – 1591 га, приусадебных земель для личного пользования колхозников и других – 21 га.

Крупного рогатого скота – 109, в т.ч. коров – 17,  свиньи – 10, овец – 1143, козы – 29, пчелосемьи – 50, лошадей – 59.

Фермы: крупного рогатого скота – 1, овцеводческая – 1.

С/х машины и орудия: автомашины грузовые – 1, молотилки – 1, сенокосилки – 1, плуги конные – 13, бороны “Зигзаг” – 18, конные грабли – 2, сортировки зерновые – 1,  весы десятичные – 2, соломорезки – 1, сепараторы – 1, повозки на железном ходу – 16 , сани – 12.

Постройки:  коровники - 4, конюшни – 3, овчарни – 1, зернохранилища – 2, картофелехранилища – 3.

Культурно-бытовые учреждения: красный уголок.

Кадры: 1 предколхоза, 1 пред.ревиз.комиссии, 2 бригадира -растениевода, 2 зав. товарной фермой, 2 бригадира-животновода, 12 чабанов, 1 доярка, 1 свинарь, 4 конюха, 1 шофёр, 1 наемный счетовод.

 

Ф.р.414, оп.1, д.15, л.л.222 – 230

Уроженцы с.Дагом погибшие на фронтах Великой Отечественной войны

1. Цабиев Александр Гадзибиевич род. 1914 г. доброволец,  лейтенант Юго-Запад. фронт 28 гор. СД. Погиб 23.07.1941

2.Цабиев Созрико Сабазгериевич род. 1889 рядовой., пропал без вести в сентябре 1944 г.

3.Агнаев Харитон Казбекович, род. 1896 г., рядовой СЗФ 29 сап. Бр. 1665 Р, погиб от болезни 08.11.1942.

4. Агнаев Дадо Саданович род.1902, красноармеец, пропал без вести  в марте 1943 г

5. Караев Хазби Цедеевич 1911 г. красноармеец, пропал без вести в 1942 г.

 

Уроженцы с.Дагом попавшие под репрессии.

Цабиев Амурхан Еламурзаевич

Родился в 1903 г., с. Дагом; осетин; крестьянин. 
Приговорен: тройка при ОГПУ СКК 27 января 1931 г. 
Приговор: к 10 годам ИТЛ

Источник: Книга памяти Республики Северная Осетия - Алания.

 

Цабиев Боци Дзамболович

(варианты имени: Борис) Родился в 1896 г., с. Дагом; осетин; крестьянин. 
Приговорен: тройка при ОГПУ СКК 27 января 1931 г. 
Приговор: 8 лет ИТЛ 22.09.37 г. Тройкой ОГПУ СКК приговорен к 10 годам ИТЛ.

Источник: Книга памяти Республики Северная Осетия - Алания.

Агнаев Казгирей Темболатович

Родился в 1896 г., с. Дагом; осетин; рабочий Ардонской базы "Заготзерно". 
Приговорен: тройка при ОГПУ СКК и Даг. АССР 8 декабря 1931 г. 
Приговор: к 3 годам высылки на Южный Урал 13.10.37 г. Тройкой НКВД СО АССР пригог ворён к 10. годам ИТЛ.

Караев Миша Шамилович

Родился в 1906 г., сел. Дагом; осетин; колхозник к-за "Красный Октябрь". Проживал: сел. Унал. 

Приговорен: Тройкой НКВД СОАССР 11 октября 1937 г. 
Приговор: к 10 годам ИТЛ.

Источник: Книга памяти Республики Северная Осетия - Алания.

Караев Шамиль Алексеевич

Родился в 1875 г., сел. Дагом; осетин; крестьянин.. 

Приговорен: Тройкой НКВД СОАССР 11 октября 1937 г.

Приговор: к 10 годам ИТЛ.

Источник: Книга памяти Республики Северная Осетия - Алания.

WebRep
 
currentVote
 
 
noRating
noWeight