Селение в Мамисонском ущелье. Название его в груз. означает "город". Такое название видимо было ему дано из-за его размеров. это один из самых больших в прошлом и теперь населенных пунктов в указанном ущелье. В с. Калак имеются следующие кварталы-доны сых( квартал у реки),басаты сых (басаевых квартал), таенаег сых (редкий квартал). Село Калак называли ещё и Мамисон.
Первопоселенцами села Калак стала фамилия Гаевых, которые перешли сюда из села Згид Садонского ущелья. Там они отделились от Цагараевых и стали именовать себя Гаевы. Так образовалась фамилия. В село Калак переселились так же фамилия Елоевых из Верхнего Мизура, которая отделилась от своех родичей Бугуловых и Маккоевых. Из Туалетии в село переселились Кучиевы и Тедеевы из села Тиб, Туаевы из с. Сатат, Гамаевы из Тли. Все перечисленные фамилии в указанных селах отделились от своих родичей.
Так же в селе проживали фамилии Дзигасовы, Айларовы и Дзугаевы.
«По рассказам жителя с.Лисри Филиппа Айларова в с.Калак перешли жить его предки Айларовы. Дзигасовы, Дзугаевы и Айларовы являются членами одного рода - рвадалта. Они жили в селении Урсдон Урсдонского ущелья. Здесь не хватало земли и они вынуждены были расселиться. Айларовы вначале переселились в село Мидаггагкау Цейского ущелья. Прожив здесь долго, и став многочисленнее, вновь были вынуждены переселиться, так как и тут не хватало земли. На этот раз один из Айларовых переселился в Мамисонское ущелье, где один двор из них основался у отсека Уелта с.Тиб. Земельный голод вынудил Айларовых покинуть и Мамисонское ущелье и перейти на южный склон Главного Кавказского хребта. <..> Так в Мамисонском ущелье Айларовы жили в селах Калак, Лисри, Тиб. Оставшиеся в Цейском ущелье Айларовы впоследствие переселились в села на равнинной части Северной Осетии» (А.Т. Наниев «Миграция осетин» Владикавказ 2011 г.)
Пик переселений из с.Калак пришелся на 50-70-е годы 19 века. Так в 1861 г. согласно описям, в Калаке насчитывалось всего 9 дворов, в которых проживало 66 человек. Однако к 1883 г. село разрослось до 21 двора. Общая численность населения в этот период составляла 154 человека. Однако, самое большее число жителей Калака отмечалось в 1901 г. и ровнялось 323 чел. Из-за недостатка пахотных земель и труднодоступности села, Калак переживал еще несколько волн переселений. Последняя из них пришлась на 90-е годы 20 века. К 2000-м годам село было на грани вымирания. Впрочем, до сих пор количество постоянных жителей Калака не превышает 10-20 человек. Однако, в связи с планами строительства в Мамисонском ущелье горнолыжного курорта, есть надежда, что ситуация в данном селе поменяется в лучшую сторону.
Калак. Легенда о реке Хуыссаг дон.
Хуыссаг дон - Спящая река, «Соня-река». Небольшая река в с. Зарамаг.
«Несколько веков тому назад один из жителей Калака, из фамилии Гаевых, живший в Старой башне (Зæронд мæсыджы), женился на одной молодой девушке, которую свекровь почему-то невзлюбила и заставляла много работать. Раз, во время отсутствия сына, свекровь потребовала, чтобы молодая сноха с восходом солнца отправилась одна на поле жать хлеб и что бы непременно сжала к вечеру такой участок нивы, который и выпахать-то можно было разве только в три дня (т.е. около 1,5 десятины). Нива эта ле жала как раз около названного источника. Бедная сноха волей-неволей должна была отправится на указанное место жать хлеб. Придя к роднику, она умылась его водою и стала просить у него помощи для окончания данного свекровью задания.
После этого она начала жать, и действительно, к закату солнца окончила весь этот участок, причем сжала 160 копен хлеба, апотом, утомленная и изнуренная непомерною работою, опять пришла к роднику, чтобы снова умыться его водою и иддти домой. Умывшись, она села, чтобы утереть лицо и подвязать голову; в это время родник, сжали вшийся над нею и желая вознаградить ее за непомерную работу, выбросил ей следующие вещи: один золотой гребешок, пару золотых чулок и залотые ножницы.
Поблагодарив родник за подарки, она отправилась домой и, придя в комнату, села около очага и разложила свои подарки перед своею сварливою свекровью и мужем. Тут она рассказала им, как она окончила жатву и как в награду за непосильный труд, родник выбросил ей дорогие подарки. Сказавши это, она в ту же минуту скончалась. И была похоронена около родника, который после этого и получил чудесное свойства скрываться и снова появляться.»
(СМОМПК, вып. II, 1882, с. 162-163).
Статистика динамики населения с.Калак по годам.
год |
дворы |
мужчин |
женщин |
всего |
Источник |
1861 |
9 |
37 |
29 |
66 |
Ф.53, оп.1. д.167, л.41 |
1863 |
9 |
37 |
29 |
66 |
Ф. 53, оп.1, д. 1727, л. 101 об |
1870 |
12 |
30 |
24 |
54 |
Ф.53, оп.1, д.748, л.108 об |
1883 |
21 |
85 |
69 |
154 |
Описи населенных мест Терской области 1882-1883 |
1901 |
32 |
|
|
323 |
Терский календарь 1901 |
1910 |
28 |
139 |
122 |
261 |
Терский календарь 1910 г |
1926 |
34 |
147 |
146 |
293 |
Перепись населения 1926 г. |
Посемейный список Тибского прихода
1886 год
Сел. Калак
3-го участка Владикавказского округа
Терской области
Багаев — 1 чел.
Гаевы — 75 чел.
Гамаевы — 11 чел.
Елоевы — 21 чел.
Кучиевы — 15 чел.
Тедеев — 1 чел.
До составления данного списка числилось окладных дымов 17.