Роща (островной реликтовый лес) практически идеально круглой формы площадью около 13 га в Алагирском районе Северной Осетии у трассы Владикавказ—Алагир, почитаемая осетинами как святое место. Ежегодно праздник Хетæджы Уастырджи бæрæгбон проходит во второе воскресенье июля. С Рощей Хетага связано много традиций и запретов: например, из Рощи, как и из любого святилища в Осетии ничего нельзя выносить. В древности только самые достойные мужчины опускались в рощу для того, чтобы попросить об урожае, излечении болезни и т. п. До Великой Осетичественной Войны в Рощу нельзя было входить женщинам, однако в годы войны женщины стали приходить сюда, чтобы молиться за воюющих мужчин. С тех пор запрет на их участие в молитвенных пиршествах в Роще Хетага был естественным образом снят, что несёт собой не правильный харахтер, так как это мужское святилище. Сначала в роще не было построек, потом были выстроены места для жертвоприношений, «трёх пирогов». Пироги, принесённые в рощу, должны быть тёплыми, так как при их приготовлении добрые намерения пища как будто впитывает в себя, а в тёплых пирогах, считается, эти намерения сохраняются. Сначала в рощу приносились только пироги без напитков. Позже стало разрешаться приносить молоко и мёдтакже в качестве жертвоприношений.
"Об этой святыне сохранилось в народе следующее предание: неизвестно, когда и какого племени, но в старину жил удалый, храбрый и набожный молодец по имени Хетаг. Случилось, что Хетаг отправился к врагам на промысел, а по-нашему сказать просто – пограбить. Казалось выезд был счастлив, ибо промысел удался, и он весело возвращался домой с богатою добычею, и, разумеется, как набожный туземец, благодарил покровительствующего ему святого и сулил его не забыть и уделить из награбленного щедрую жертву. Но враги хватились, что их ограбили и обокрали; сделалась тревога… Пустилась удалая ватага за хищником… Хетаг несется к горным ущельям, чтобы там выгодою местности вознаградить неравенство предстоящего боя и там скрыть свою добычу: но до гор еще далеко, а враги на свежих лошадях уже ближе и ближе настигают утомленного коня хищника. Вот долина Савадак – черный овраг – и уже хищник не видя возможности спастись, призвал покровительствующего святого, решается погибнуть героем, и сколь можно, дорогою ценою отдать жизнь свою врагам: Хетаг уже хочет повернуть лошадь и дерзко ударить навстречу врагов. Но послышался голос, Хетаг напрягает внимание и слышит действительно голос в лесу, который его зовет; но до дубравы еще далеко, и Хетаг, отвечает, что уже не успеет добраться до леса, и предлагает дубраве самой перенестись к нему. И вдруг часть леса отделяется и окружает Хетаг на самом том месте, где теперь Хетаги-зуар".
( Толстой В.С. Сказание о Северной Осетии. Владикавказ 1997).
Источник: "Æрфæны фæд" æмæ "Мæхинымæр".