Дагом – село на правом берегу р.Ардон в Алагирском ущелье. Некоторые ученые возводят происхождение данного топонима к слову даргом, где «дард» - дальний, а «гом» - ущелье. По другой версии название Дагом произошло от собственного имени основателя села – Дагав. Фольклорные источники приписывают основание Дагома древнему роду Кусагоновых, генеалогически связанного с Ос-Багатаром. Так же, этому селу приписывают одно из центральных значение в судебной системе средневековой Осетии, как месту, где примирялись кровники и свершались суды.
Дагом является высокогорным (высота над уровнем моря 1450 м.) селом среднего размера. В 1861 г. в Дагоме насчитывалось 19 дворов, в которых проживало 158 человек. 78 мужчин и 80 женщин. К 1886 г. население Дагома выросло, и дворов стало уже 22. А наибольшего расцвета село достигло к 1910 г., когда население Дагома составляло 308 человек. Жители Дагома в основном занимались земледелием и держали скот. Так, в 1886 г. на каждый двор приходилось в среднем по 7 голов крупного рогатого скота (всего на село 168 голов) и по 37 голов овец и коз (всего на село 825 голов). Так же в селе было 18 лошадей и 20 ишаков. Так же, в селе было 9 водяных мельниц (3- у Цабиевых, 2 -у Агнаевых, 2- у Караевых, , 1 - у Кудзиева, 1- у Касаева). Дагом считался центром дагомского церковного прихода, и с середины 19 века описи отмечают наличие в селе молитвенного дома.
В 1926 году в Дагоме открылся пункт ликвидации безграмотности. Не смотря на довольно развитую инфраструктуру села, весь советский период население его снижалось.
В 1935 г. в селе была образована сельскохозяйственная артель колхоз "Красный Октябрь". В 1940 г. в колхоз входило 53 двора, общим числом 294 душ, в т.ч. трудоспособных старше 16 лет 100 чел. и в возрасте от 12 до 16 лет – 65 чел. За колхозом было закреплено 3156 га земли, из которых 242 га были отведены под пашни. Выращивали в основном пшеницу озимую и яровую, ячмень яровой, овёс, бобовые, кукурузу, картофель, капусту, огурцы и помидоры.
В состав колхоза входили так же 2 фермы (крупного рогатого скота и овцеводческая) и 3 бригады ( 1 животноводческая и 2 полеводческих). Разводили так же лошадей и свиней.
Согласно переписи населения 2010 г. в с.Дагом проживает на постоянной основе 8 человек.
В предании, сохранившемся в народном творчестве, говорится, что рассматриваемое ущелье в качестве "доли младшего" перешло к "Цахилу, сыну Кусага, внуку Ос-Багатара". На занимаемых потомками Цахила землях археологи еще в начале XX в. отмечали "целый ряд развалин, относящихся к различным эпохам, включая средневековье. Они представляют собой остатки крепости, отдельные боевые и жилые башни, а также святилища". Специалисты выделили крепость Урсдоны уаллаг кау фидар. Она располагалась на правом берегу р. Урсдон, представляя собой целую систему оборонительных укреплений; прикрытые заградительными стенами пещеры, приспособленные для нужд обороны и жилья. На западном участке крепости стояла четырехъярусная башня; еще 4 башни прикрывали подступы к жилым и хозяйственным строениям. По сведениям известной еще в довоенное время ленинградской исследовательницы Е.Г. Пчелиной, найденные ею в крепости трехлопастные наконечники стрел принадлежали аланам.
Жители ущелья, по мнению Б.А. Калоева, сыграли большую роль в формировании других обществ Осетии. Многие фамилии, ныне живущие в Центральной и Южной Осетии, родиной своих предков считают Дагом, Цамад и другие селения Уаллагира. Здесь же, напротив, нет ни одной фамилии, выводившей свою генеалогию из других мест Осетии. Многочисленные материалы сословно-поземельных комитетов и комиссий, действовавших почти 70 лет, начиная с 40-х гг. XIX в., содержат однотипные данные о происхождении фамилий рассматриваемого ущелья; все они восходят к "детям" и "внукам" легендарного Ос-Багатара. Так, например, в прошении 1859 г. в Комитет по разбору личных и поземельных прав населения Военно-Осетинского округа Кулаевы из селения Дагом отмечали, что их фамилия "получила свое название от Кула, внука Кусагона, всеобщего родоначальника кусагонцев". В предании Бесоловых из Урсдона, считавших себя прямыми наследниками Кусагона, "сына Ос-Багатара", рассказывается о появлении общего предка на занимаемой территории. Земли вокруг Дагома ему будто бы достались после раздела семьи Ос-Багатара.
К древнейшим селам Алагирского ущелья относится и Цамад, населенный потомками другого сына Ос-Багатара, Сидамона. Из этого аула также вышло много фамилий, обосновавшихся в разных местах горной Осетии. Некоторые из них (Дзугаевы, Калоевы, Челехсаевы), живущие в верховьях рек Б. Лиахва и Ардона, по родословным преданиям, покинули Цамад не позднее XV-XVI вв.
Выходцами из Дагома и Цамада считают себя Агнаевы, Амбаловы, Зангиевы, Карсановы, Тиджиевы и др.
В 30-х гг. XX в. Е.Г. Пчелина собирала в здешних местах археологический, этнографический и фольклорный материал. Ее информаторами являлись Татари Агнаев (70 лет) и Ахте Караев (70 лет) из Дагома, а также житель Цамада Георгий Черчесов (1819 года рождения — по данным Пчелиной; в том же 1938 г. здесь от того же информатора записывала фольклор Е. Баранова, которая определила возраст Г. Черчесова в 114-120 лет). Комплексный анализ разнообразных памятников истории привел Пчелину к выводу, что "самым древним местом поселения потомков сына Ос-Багатара Цахила колена Цахилта является Урсдонское ущелье и его каута (села): Дагом, Урсдон, Донисар".
В предании о заселении данного ущелья говорится, что после смерти Цахила старший из его сыновей — Дата — получил "долю старшего", которая состояла из пространства земли "для образования нового поселения, участка пашни в местности Арв и луга на плато Гашка на хребте Стыр рагъ". Помимо этого, в "долю старшего" вошли предметы из дома Цахила: железная надочажная цепь, медный котел для варки пива и деревянное корыто для хлеба. На указанном месте Дага нашел разрушенное строение и сложенный из камня на известковом растворе цырт (памятник в честь умершего, который ставили не на могиле, а на обочинах дорог, чтобы усопшего поминало большее количество людей). Причем, на цырте сохранился отпечаток ладоней рук. В первые годы советской власти этот цырт местное население использовало в качестве святилища и называло его Уациллайы кувæндон.
Потомки Дага, согласно устной традиции, жили здесь "в довольстве и богатстве". В Дагоме со временем "стало так много домов, что по их крышам можно было перебежать от одного края села до другого". К началу XX в. в селе насчитывалось 140 дворов. Здесь жили Цабиевы, Агнаевы, Бурдзиевы, Касаевы, Караевы, Габуевы, Джигкаевы, Себетовы, Ваниевы, Бигаевы, Кулаевы, Салаевы, Хнеевы и Бураевы. По словам информаторов, в Дагоме было три фамильных ныхаса — Агнаевых, Касаевых и Караевых.
В настоящее время в селе отмечено семь руинированных жилых и боевых башен. Большой интерес для специалистов представляют святилища Дагома и его окрестностей. Наиболее почитаемым являлось святилищеЗæронд Уастырджийы дзуар, считавшееся "братом Рекома". Уастырджийы дзуар представлял собой небольшую часовню, "построенную на вершине огромного отдельно стоящего камня". Перед входом в часовню имеется углубление со специально установленным жертвенным камнем (Пчелина). По мнению специалистов, данное святилище носило "чисто военный характер": после проведенного возле него кувда(пиршества), отсюда отправлялись в поход отряды воинов из клана Цъæхилтæ. Эти своеобразные дружины формировались из расчета по одному мужчине с каждого двора. Причем, в походе запрещалось участвовать самому старшему и самому младшему мужчине каждого дома. Воином становился тот, кого старики называли "лучшим мужчиной в доме", отличившегося в стрельбе, джигитовке, в борьбе и различных гимнастических упражнениях. У выбранного для похода всадника в переметной суме имелся запас пищи на три недели. Запас еды состоял из сушеной баранины, сыра и поджаренных зерен ячменя.
Как уже отмечалось, Дагом играл важную роль в общественной жизни средневековых осетин. Рядом с селом находился Мадизæн — своеобразный судебный орган Центральной Осетии. Местное население так и называло его — Дæгомы тæрхондон ("Дагомский суд"). Подробное описание данного института привел известный российский ученый М.М. Ковалевский в работе "Современный обычай и древний закон" (М, 1886. Т. II, с. 217-218): "особенным почетом у всех северных осетин пользовались посредники из 3-х соседних друг с другом селений: Дагома, Цамада и Урсдона; они заседали в Дагоме, в священном месте, именуемом Мадизæд(ангел матери, вероятно, Божьей матери). Место это расположено среди двух (очень глубоких) ущелий... Площадка, на которой располагались посредники, могла вместить весьма ограниченное число лиц, — что и требовалось для устранения всякой возможности вооруженного вмешательства заинтересованных сторон в деятельность судей. Площадка эта лежала на таком расстоянии от места нахождения сторон, что переговоры судей не могли быть услышаны тяжущимися. Все эти обстоятельства вместе взятые, равно как и близость одного из наиболее чтимых святилищ или дзуаров, в котором обвиняемая сторона могла принести очистительную присягу, — делали суд в Дагоме наиболее популярным в глазах Иронов... Суд, о котором только что шла речь, более не собирается в Дагоме, но на месте, где он собирался, доселе можно видеть большой камень, высеченный в форме скамьи, на котором и восседали выбранные сторонами судьи, в важных случаях в числе девяти, а в менее важных в числе семи, пяти и даже трех".
Один из дореволюционных исследователей Дагомского прихода А. Скачков отмечал, что здесь "решались все важнейшие тяжебные дела осетинских ущелий: Алагирского, Куртатинского и Дигорского". Если какое-то дело не могло решиться непосредственно участниками спора или конфликта, то с ним приходили на Мадизæнв Дагоме. Существовала поговорка: "Если дело не решится в дагомском Мадизане, то не решится и на том свете". Коль скоро было "произнесено решение дагомских стариков и камень поставлен к дверям святилища Уастырджи, то уже никто не мог противоречить. Ослушнику грозил гнев всей Осетии" (Скачков).
Судьями — тархонлæг — являлись не только старики, но и люди зрелого возраста. Помимо тархонлагов, в заседаниях принимали участие их помощники (раст лæгтæ) — по 2-3 на каждого тархонлага. Заседания иногда длились три и более дней. Тархонлаги из Дагома пользовались известностью не только в Северной, но и в Южной Осетии. Одним из самых известных и авторитетных медиаторов являлся Сабе Медоев (родился приблизительно в 1822-1825 г. — умер в 1910 г.). Обладая незаурядными ораторскими способностями и знанием осетинского обычного права, он на протяжении всей своей жизни был признанным тархонлагом при примирении кровников. Однако в памяти народа он остался прежде всего как одаренный народный певец и сказитель. В юности он проходил уроки мастерства у известных знатоков нартовских сказаний Гито Караева (147 лет) и Лола Лолаева (140 лет). Профессор Г.А. Дзагуров, записывавший варианты циклов эпоса, дал С. Медоеву высочайшую оценку как крупному знатоку и интересному рассказчику нартовских циклов, особенно подчеркнув его глубокое знание родословных нартовских родов. От Сабе репертуар восприняли его сыновья — Баззе и Урусхан Медоевы; с их напева в конце XIX в. записаны на пластинки народные песни.
Интересно, что дагомские тархонлаги нередко выступали с важными общественными инициативами. К таковым, в частности, можно отнести принятое в конце XIX в. решение о запрещении калыма — своеобразной платы за невесту. Когда в декабре 1905 г. житель селения Цамад Дагомского прихода Цоу Черчесов за свою дочь взял с Мусы Караева калым в размере 4 быков, 6 коров и 2 лошадей, сельский старшина уже на другой день изъял калым и вернул его Караеву.
Каждая фамилия, живущая в Дагоме, Цамаде и других селах Уаллагирского общества, имеет свою родословную, содержащую немало интересных страниц. Однако, ограниченные рамками данной публикации, мы расскажем лишь о некоторых фамилиях.
Конечно, коль скоро большинство современного населения этого общества ведет свои родословные отЦъæхилтæ, то свой рассказ мы с них и начнем.
Из книги:
Гутнов Ф. Х.
Века и люди (Из истории осетинских сел и фамилий)
Выпуск 2
Владикавказ 2004
Экономическая опись сел. Дагом от 1886 г.
Дворов: 22
Все осетины, православные.
Простого сословия.
Каменных домов: 22
Турлучных домов: 0
Одна семья осёдлости не имеют.
Грамотных: 1
Водяных мельниц: 9 (3- у Цабиевых, 2 -у Агнаевых, 2- у Караевых, , 1 - у Кудзиева, 1- у Касаева)
Крупного рогатого скота: 168
Лошадей: 16
Ишаков: 20
Баранов и коз: 825
Статистика изменения населения с.Дагом по годам.
Год |
Число дворов |
Число лиц мужского пола |
Число лиц женского пола |
Всего населения |
Источник |
1861 |
19 |
78 |
80 |
158 |
Ф.53, оп.1. д.167, л.39 |
1863 |
19 |
78 |
80 |
158 |
Ф. 53, оп.1, д. 1727, л. 100 об |
1870 |
17 |
68 |
58 |
126 |
Ф.53, оп.1, д.748, л.106об |
1882-1883 |
20 |
96 |
80 |
176 |
Список населенных мест Терской области 1882-1883 г. |
1886 |
22 |
- |
- |
|
|
|
|
|
|
|
|
1901 |
22 |
- |
- |
206 |
Обзор Терской области 1901 г. Терский календарь 1901 г. |
1910 |
24 |
164 |
144 |
308 |
Терский календарь 1910 г. |
1926 |
24
|
77
|
84 |
161
|
Данные переписи населения 1926 г. |
Отчёт колхоза за 1940 г.
К-з “Красный Октябрь” сел. Дагом Унальского с/с Садонского р-на СОАССР.
Уставная форма: сельхозартель, образован в 1935 г. Обслуживается 1-й Осетинской МТС.
Число дворов: 53, 294 душ, в т.ч. трудоспособных старше 16 лет 100 чел. и в возрасте от 12 до 16 лет – 65 чел.
Бригады: 2 полеводческие, 1 животноводческая.
Посевы: пшеница озимая, пшеница яровая, ячмень яровой, овёс, бобовые, кукуруза, картофель, капуста, огурцы, помидоры.
Государственный акт на вечное пользование землёй получен в феврале 1936 г.
По акту за колхозом закреплена земля 3156 га.
Пашни - 242 га, сады – 5 га, огороды – 2 га, сенокосов – 420 га, выгонов и пастбищ – 1591 га, приусадебных земель для личного пользования колхозников и других – 21 га.
Крупного рогатого скота – 109, в т.ч. коров – 17, свиньи – 10, овец – 1143, козы – 29, пчелосемьи – 50, лошадей – 59.
Фермы: крупного рогатого скота – 1, овцеводческая – 1.
С/х машины и орудия: автомашины грузовые – 1, молотилки – 1, сенокосилки – 1, плуги конные – 13, бороны “Зигзаг” – 18, конные грабли – 2, сортировки зерновые – 1, весы десятичные – 2, соломорезки – 1, сепараторы – 1, повозки на железном ходу – 16 , сани – 12.
Постройки: коровники - 4, конюшни – 3, овчарни – 1, зернохранилища – 2, картофелехранилища – 3.
Культурно-бытовые учреждения: красный уголок.
Кадры: 1 предколхоза, 1 пред.ревиз.комиссии, 2 бригадира -растениевода, 2 зав. товарной фермой, 2 бригадира-животновода, 12 чабанов, 1 доярка, 1 свинарь, 4 конюха, 1 шофёр, 1 наемный счетовод.
Ф.р.414, оп.1, д.15, л.л.222 – 230
Уроженцы с.Дагом погибшие на фронтах Великой Отечественной войны
1. Цабиев Александр Гадзибиевич род. 1914 г. доброволец, лейтенант Юго-Запад. фронт 28 гор. СД. Погиб 23.07.1941
2.Цабиев Созрико Сабазгериевич род. 1889 рядовой., пропал без вести в сентябре 1944 г.
3.Агнаев Харитон Казбекович, род. 1896 г., рядовой СЗФ 29 сап. Бр. 1665 Р, погиб от болезни 08.11.1942.
4. Агнаев Дадо Саданович род.1902, красноармеец, пропал без вести в марте 1943 г
5. Караев Хазби Цедеевич 1911 г. красноармеец, пропал без вести в 1942 г.
Уроженцы с.Дагом попавшие под репрессии.
Цабиев Амурхан Еламурзаевич
Родился в 1903 г., с. Дагом; осетин; крестьянин.
Приговорен: тройка при ОГПУ СКК 27 января 1931 г.
Приговор: к 10 годам ИТЛ
Источник: Книга памяти Республики Северная Осетия - Алания.
Цабиев Боци Дзамболович
(варианты имени: Борис) Родился в 1896 г., с. Дагом; осетин; крестьянин.
Приговорен: тройка при ОГПУ СКК 27 января 1931 г.
Приговор: 8 лет ИТЛ 22.09.37 г. Тройкой ОГПУ СКК приговорен к 10 годам ИТЛ.
Источник: Книга памяти Республики Северная Осетия - Алания.
Агнаев Казгирей Темболатович
Родился в 1896 г., с. Дагом; осетин; рабочий Ардонской базы "Заготзерно".
Приговорен: тройка при ОГПУ СКК и Даг. АССР 8 декабря 1931 г.
Приговор: к 3 годам высылки на Южный Урал 13.10.37 г. Тройкой НКВД СО АССР пригог ворён к 10. годам ИТЛ.
Караев Миша Шамилович
Родился в 1906 г., сел. Дагом; осетин; колхозник к-за "Красный Октябрь". Проживал: сел. Унал.
Приговорен: Тройкой НКВД СОАССР 11 октября 1937 г.
Приговор: к 10 годам ИТЛ.
Источник: Книга памяти Республики Северная Осетия - Алания.
Караев Шамиль Алексеевич
Родился в 1875 г., сел. Дагом; осетин; крестьянин..
Приговорен: Тройкой НКВД СОАССР 11 октября 1937 г.
Приговор: к 10 годам ИТЛ.
Источник: Книга памяти Республики Северная Осетия - Алания.