Цамад – крупное высокогорное селение на правом берегу р.Ардон. По преданию основано потомками Цахила – сына Ос-Багатара. Топоним Цамад до конца не расшифрован, но по версии, высказанной известным осетинским исследователем А.Цагаевой в книге «Топонимия Северной Осетии» окончание топонима Цамад - измененное «ад» из уат -"место".
Начиная с середины 19 века Цамад описывается, как крупный населенный пункт, имевший на момент 1861 г. 47 дворов и 455 человек населения, что для высокогорного района весьма существенная цифра. Цамад считается родовым селом для многих фамилий, однако основную массу населения Цамада в 19 веке составляли представители фамилии Черчесовых и Кайтовых. Им же приписывают владение уникальными башенными комплексами в селе. Основным видом деятельности жителей Цамада были террасное земледелие и скотоводство. В 1896 году в селе открывается школа грамоты. А в 1898 г. отставной подпоручик Александр Петрович Кайтов, проживавший в сел. Ногкау, открыл на земле сел. Цамад медную руду с примесью серебро-свинца (ф.11, оп.61, д.4788, л.168об). Однако, была ли разработка данного месторождения, неизвестно. Наибольшего расцвета село достигло к 1910 г., когда его население превысило 700 человек. Однако уже с 1910 г. началось медленное переселение жителей Цамада в другие села. Так уже в 1910 г. отмечается, что из с.Цамад были переселены 2 семьи Черчесовых из 4 человек, которые подлежали обустройству в с.Црау (новый). Последующие исторические события с каждым разом уменьшали население села. Наиболее сильно пострадали жители Цамада от репрессий 30-х годов, когда более 15 семей лишились кормильцев. Последующая Великая Отечественная война лишь усугубила отток населения из села.
На сегодняшний день согласно официальным данным переписи 2010 г. в с.Цамад проживает 2 человека.
Одно из самых величественных природных явлений с.Цамад - это террасы, достигающие высотой до 130 метров. Долгое время считалось, что террасы - плод антропогенного воздействия. Однако, в 2009 г. было доказано, что террасы близ Цамада - это берега доисторического древнего озера.
"В Уаладжиркоме праздник Ичъына отмечали у святилища Мигъдау — «Божество туч» у сел. Цамад. Оно считалось наиболее древним из всех местных святынь. По этнологическим записям Е. Е. Бараковой, сделанным в 1938 г. и хранящимся в фондах СОИГИ «День Миг’дау отмечали в праздник Ич’ина, который бывает спустя месяц после Фыдыуани, в воскресенье. Это было святилище рода Кусагон (Хъусагонтæ). Миг’дау был таким святилищем, где примиряли кровников. Они надламывали свои стрелы и оставляли их в святилище как знак примирения» (3, истор., ф–4, д. 64, л. 9)." (Виллен Уарзиати "Праздничный мир осетин")
"В 1932 г. в сел. Цамад проф. Б.А. Алборову удалось увидеть и подробно описать женский танец плодородия, исполняемый ночью во время свадеб. Это был специально свадебный танец откровенного эротического содержания.
После долгих уговоров две молодые женщины, согласившиеся танцевать стали напротив друг друга на расстоянии 2–3-х метров. «Затем по команде одной они одновременно начали притопывать ногами и делать различные любовные намеки друг другу движениями лица, рук и всего тела, впившись друг в друга глазами. Здесь и выражение восторга друг перед другом, и выражение ненависти, презрения, а потом жалости, сострадания, симпатии друг к другу и новые любовные объяснения. Во время этих объяснений пара все время не прекращает своих быстрьгх порывистых движений, направленных к тому, чтобы привести себя в любовный экстаз».
Для этой цели в арсенале исполнительниц был целый набор мимио-изобразительных и кинетических действ руками и ногами.
«Объяснения в любви начинаются со скромных воздыханий друг по другу, стыдливых улыбок и кивков головы, морганий глазами, а затем указывают друг другу на свои сердца, давая этим понять, что страдают друг по другу».
Когда ведущая считает, что ее подчиненная достаточно готова, то танцующие переходят «на пантомимические объятия, и, наконец, когда пара входит в экстаз, то танцорка, изображавшая мужчину, схватывает перед своим половым органом юбку, делает из нее фигуру вроде мужского полового органа и производит ею движения необходимые при половом акте» (3, ф. 19., д. 92, л. 39).
Описание танца указывает на его выраженную магическую направленность. Он являлся, своего рода, инвариантом величайшего таинства природы — зачатия и рождения новой жизни. В этом смысле вполне понятны его приуроченность к свадебной обрядности, скрытный характер и время исполнения. Вместе с тем функции этого танца, о названии которого теперь можно только догадываться, не ограничивались магическим значением. Непременная изоляция полов при его исполнении, когда участниками его являются представители средних (фертильных) возрастных классов, а зрителями — младших, наталкивает на мысль о возможном рациональном его значении. В этом смысле его можно сопоставить с обрядами полового воспитания, известных в быту традиционных обществ." (Виллен Уарзиати "Праздничный мир осетин")
"В 1937 году Е. Е. Баракова в сел. Цамад записала любопытные сведения, имеющие отношение к нашей теме. Во время засухи женщины села шли к камню, пораженному ударом молнии (арвдзæф дур), где они купались или обливались водой. «После купания, самой высокой женщине связывали косынками руки, поднятые над головой. На них сверху надевался кусок белой или красной материи. Делали Акыло наподобие куклы, женщина в таком виде размахивала руками и смешила окружающих. Акыло возглавляла шествие женщин, которые веселились и танцевали под игру гармоники. Участницы шествия распевали посвященные громовержцу Елиа, а также свои женские песни. Все это заканчивалось общей трапезой, для которой каждая участница приносила ритуальные пироги и домашний квас (3, истор., ф.4, д.64, л.22)." (Виллен Уарзиати "Праздничный мир осетин")
Статистика изменения населения с.Цамад по годам
Год |
Число дворов |
Число лиц мужского пола |
Число лиц женского пола |
Всего населения |
Источник |
1861 |
47 |
226 |
229 |
455 |
Ф.53, оп.1. д.167, л.39 |
1863 |
47 |
226 |
229 |
455 |
Ф. 53, оп.1, д. 1727, л. 100 об |
1870 |
52 |
236 |
205 |
441 |
Ф.53, оп.1, д.748, л.106об |
1882-1883 |
60 |
263 |
251 |
514 |
Список населенных мест Терской области 1882-1883 г. |
1883 |
60 |
263 |
251 |
514 |
|
1901 |
|
- |
- |
|
Обзор Терской области 1901 г. Терский календарь 1901 г. |
1910 |
57 |
357 |
346 |
703 |
Терский календарь 1910 г. |
1926 |
51 |
214 |
170 |
384 |
Данные переписи населения 1926 г. |
Уроженцы с.Цамад, погибшие и пропавшие без вести на фронтах Великой Отечественной войны.
1.Черчесов Тасолтан 1911 г. красноармеец, пропал без вести в марте 1943 г.
2. Черчесов Кайсин Сисович родился в 1915 г. призван в ряды РККА Алагирским РВК, красноармеец, пропал без вести в 1943 г.
3. Черчесов Азамат Амзорович родился в 1923 г. призван в ряды РККА Алагирским РВК, красноармеец, пропал без вести в феврале 1944 г.
4. Кайтов Харитон Гакгузович родился в 1918 г. призван в ряды РККА Алагирским РВК, красноармеец, пропал без вести в апреле 1943 г.
Урженцы с.Цамад подвергшиеся репрессиям
Черчесов Амзор Цицкаевич
Родился в 1902 г., сел. Цамад; осетин; бурильщик Холстинского рудника..
Арестован 23 марта 1934 г. ОГПУ
Приговорен: Постановлением ОГПУ 22 мая 1934 г.
Приговор: дело прекращено за недоказанностью обвинения.
Источник: Книга памяти Республики Северная Осетия - Алания.
Черчесов Амзор Цицкаевич
Родился в 1902 г., сел. Цамад; осетин;
Приговорен: Тройкой НКВД 26 сентября 1937 г.
Приговор: к 10 годам ИТЛ.
Источник: Книга памяти Республики Северная Осетия - Алания.
Черчесов Гамбола Болаевич
Родился в 1906 г., сел. Цамад; осетин; колхозник к-за "Красный Салугардан". Проживал: сел. Салугардан.
Арестован 30 апреля 1944 г.
Приговорен: НКГБ СОАССР 5 июля 1944 г.
Приговор: дело прекращено за недоказанностью обвинения.
Источник: Книга памяти Республики Северная Осетия - Алания.
Черчесов Горка Кудзакович
Родился 1881 (1884), сел. Цамад; осетин; колхозник к-за "Красный Октябрь". Проживал: сел. Унал.
Арестован 23 марта 1934 г. ОГПУ
Приговорен: Постановлением ОГПУ 22 мая 1934 г.
Приговор: дело прекращено за недоказанностью обвинения.
Источник: Книга памяти Республики Северная Осетия - Алания.
Черчесов Горка Кудзакович
Родился 1881 (1884), сел. Цамад; осетин;
Приговорен: Тройкой НКВД 11 октября 1937 г.
Приговор: к 10 годам ИТЛ.
Источник: Книга памяти Республики Северная Осетия - Алания.
Черчесов Дзабо Болаевич
Родился в 1897 г., сел. Цамад; осетин; колхозник к-за "Раздзог". Проживал: сел. Црау.
Приговорен: Тройкой НКВД СОАССР 13 октября 1937 г.
Приговор: к расстрелу.
Источник: Книга памяти Республики Северная Осетия - Алания.
Черчесов Ибрагим Зиевич
Родился в 1879 г., с. Цамад, Унальский с/с; осетин; колхозник к-за "Коминтерн" сел. Зинцар.
Арестован 28 июня 1930 г.
Приговорен: ОГПУ СКК 6 октября 1930 г.
Приговор: к 5 годам ИТЛ 11.10.37 г. Тройкой НКВД СО АССР приговорен к 10 годам ИТЛ.
Источник: Книга памяти Республики Северная Осетия - Алания.
Черчесов Ноги Кудзагович
Родился в 1889 г., сел. Цамад; осетин; крестьянин..
Арестован 20 марта 1934 г. ОГПУ
Приговорен: Постановлением ОГПУ 28 апреля 1934 г.
Приговор: дело прекращено за недоказанностью обвинения.
Источник: Книга памяти Республики Северная Осетия - Алания.
Черчесов Салам Гаркоевич
Родился в 1916 г., сел. Цамад; осетин; председатель к-за "Красный Октябрь"..
Арестован 5 августа 1942 г. органами НКГБ
Приговорен: органами НКГБ СОАССР 30 июня 1944 г.
Приговор: дело прекращено за недоказанностью преступления.
Источник: Книга памяти Республики Северная Осетия - Алания.
Черчесов Соломон Николаевич
Родился в 1914 г., сел Цамад; осетин; военнослужащий РККА..
Приговорен: Особым совещанием Тройкой НКВД СОАССР 4 июля 1942 г.
Приговор: к 10 годам ИТЛ.
Источник: Книга памяти Республики Северная Осетия - Алания.
Черчесов Солтан Муссаевич
Родился в 1907 г., сел. Цамад; осетин; колхозник к-за "Красный Октябрь". Проживал: сел. Цамад.
Приговорен: Тройкой НКВД СОАССР 26 сентября 1937 г.
Приговор: к 10 годам ИТЛ.
Источник: Книга памяти Республики Северная Осетия - Алания.
Кайтов Александр Бибоевич
Родился в 1899 г., сел. Цамад; осетин; крестьянин..
Арестован 20 марта 1934 г.
Приговорен: Постановлением ОГПУ 28 апреля 1934 г.
Приговор: дело прекращено за недоказанностью обвинения.
Источник: Книга памяти Республики Северная Осетия - Алания.
Кайтов Василий Бибоевич
Родился в 1900 г., сел. Цамад; осетин; колхозник к-за "Унал". Проживал: сел. Унал.
Приговорен: Спецколлегией краевого суда СОАССР 23 апреля 1937 г.
Приговор: к 3 годам ИТЛ.
Источник: Книга памяти Республики Северная Осетия - Алания.