Хъанцелта (Канчавет). Монастырь Кабени Пр. Богородицы
Монастырь Кабени у селения Канчавет расположен в бассейне р. Чысындон(Ксани). Памятник возведен на склоне покрытой лесом горы, за селом.
Первоначально, в начале IX века, здесь был возведен небольшой купольный храм. В X веке, он был с трех сторон обстроен обходом. В первой половине XIII века храм был значительно увеличен. Эта реконструкция сильно исказила его первоначальные архитектурные формы. В XIII веке выдвинули вперед всю восточную часть здания, прорезали три остальные стены и, таким образом пространство церкви слили с пространством обхода; благодаря этому сооружение
получило совершенно новую архитектурную композицию. Расширению церкви, сопутствовали и другие мероприятия. Перед алтарем была поставлена новая, орнаментированная, выполненная мастером высокого класса, алтарная преграда.
Первоначальное, прямоугольное в плане здание имело внутри
к востоку, абсиду, а к западу, выделенные арочными проемами хоры. В подкупольной части, по южной и северной стенам, подымались высокие и глубокие арки, от которых уцелели лишь незначительные остатки. По бокам абсиды приютились крошечные комнатки. Сводик южной комнатки, вернее ниши, особо выведен. Комнатка эта с церковью не сообщалась, а имела только наружный вход. Она, по-видимому, имела какое-то специальное назначение.
Отличительной особенностью Кабени является наличие купола
с барабаном, благодаря чему Кабени внутри, и особенно
снаружи, имеет четко выраженные купольные формы. Купол
сохранился в первоначальном виде. Он невысок. Позднее, в
XIII веке когда стали применять высокие купола, его снаружи
повысили и увенчали орнаментированным карнизом.
Купол сначала же был предметом особого внимания строителя. Снаружи, на каждой из его граней, прочерчены
бороздкой квадраты. Внутри квадратов — арки, поле которых
заглублено. Этот памятник даёт один из самых ранних примеров декоративного убора куполов аркатурой.
Фасад Кабени был убран двумя арками, они подковообразной формы. Арки эти обведены бороздками и валиками и оттенены красной краской. Арки обрамляли двери в храм и в комнату. Выше арок проходил декоративный пояс.
На южной стене памятника, была обнаружена надпись, выполненная красной краской по штукатурке.